6-7 лет


ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. 

Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.


ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ 6-7 ЛЕТ

 СЕНТЯБРЬ / ОКТЯБРЬ / НОЯБРЬ

Русский фольклор

Песенки: "Лиса рожью шла..."; "Чигарики-чок-чигарок...".

Прибаутки: "Братцы, братцы!..."; "Федул, что губы надул?..."; "Ты пирог съел?".

Небылицы: "Богат Ермошка".

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись а. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и Лиса», обраб. и. Соколова-Микитова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. и. Токмаковой.

Сказки. Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обраб. Д. Нагишкина.
Произведения поэтов и писателей россии

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные

вершины» (из Гёте); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «великие путешественники».

Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

А. Ремизов. «Хлебный голос»; К. Паустовский. «Теплый хлеб».
Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев. «осенняя гамма», пер. с болг. и. Токмаковой.

Литературные сказки. Х. К. Андерсен. «Дюймовочка», пер. с дат. а. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина.


ДЕКАБРЬ / ЯНВАРЬ / ФЕВРАЛЬ 
Русский фольклор

Песенки. «Зима пришла…».

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! а бывает коляда…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…».

Прибаутки. «Где кисель — тут и сел»; «Глупый иван...».

Сказки и былины. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам).
Фольклор народов мира

Песенки. «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. н. Гернет и С. Гиппиус.

Сказки. «Каждый свое получил», эстон., обраб. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обраб. а. Александровой и М. Туберовского.
Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. С. Есенин. «Пороша»; а. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений онегин»); П. Соловьева. «День и ночь»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память».

Проза. К. Коровин. «Белка» (в сокр.). С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Ю. Коваль.

«Стожок».

Литературные сказки. В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»;

К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности». 
Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина.

Литературные сказки. А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. а. Любарской.


МАРТ / АПРЕЛЬ / МАЙ
Русский фольклор

Песенки. «Идет матушка весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».

Календарные обрядовые песни. «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Сбил-сколотил — вот колесо». небылицы. «вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь

работников», обр. и. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. 
Фольклор народов мира

Песенки. «Ой, зачем ты жаворонок…», укр., обраб. Г. Литвака; «Улитка», молд., обраб. и. Токмаковой.

Сказки. «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. в. Марковой.
Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Блок. «на лугу»; С. Городецкий. «весенняя песенка»; В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); А. Пушкин. «Птичка»; Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); А. Введенская. «Песенка о дожде»; Н. Заболоцкий. «на реке».

Проза. Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. воробьев. «обрывок провода»; ю. Коваль. «Русачок-травник»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «на танцах».

Литературные сказки. А. Ремизов. «Гуси-лебеди»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «всяк по-своему».
Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.

Проза. Х. К. Андерсен. «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен. 

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Произведения. Я. аким. «апрель»; П. воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя). 

ДЛЯ ЧТЕНИЯ В ЛИЦАХ

Произведения. К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «великан и мышь», пер. с нем.

ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сказки. «Белая уточка», рус., из сборника сказок а. афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Б. Дехтерева.
Поэзия. «вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка; А. Блок. «на лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «цыганы»); А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «волшебник»; А. Ремизов. «Калечина-малечина»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Э. Успенский. «Память»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа. Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. и. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с франц. и. Кузнецовой.


Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

развитие  речи

Развивающая речевая среда. Совершенствовать речь как средство общения. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей.  Помогать осваивать формы речевого этикета.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Маша, малина, береза) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.


Источник: От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336

Комментариев нет:

Отправить комментарий